Можно ли продать компанию с сотрудниками
Трудовое законодательство содержит ряд нюансов, связанных с судьбой персонала при смене собственников компании. В основном, это касается руководителя, так как новые владельцы ООО обычно назначают на эту должность своего представителя. При продаже фирмы директора можно уволить досрочно, но с выплатой компенсации. Рядовые сотрудники продолжат работать по обычным правилам.
Требования трудового законодательства
Купля-продажа ООО осуществляется по нормам гражданского законодательства. На трудовые правоотношения эти правила не действуют (за отдельными исключениями). В ТК РФ и ряде иных нормативных актов указаны следующие нюансы урегулирования вопросов с персоналом:
- решение о смене руководителя и главного бухгалтера могут принять новые владельцы компании (непосредственно после обновления сведений ЕГРЮЛ или позже);
- при расторжении контракта директору нужно выплатить компенсацию исходя из его среднего заработка (не менее 3 размеров, так как это требование ТК РФ);
- о смене главы предприятия необходимо уведомить налоговый орган (данная форма также подается новым собственником Общества).
Директор компании не вправе требовать продления контракта, если новые участники не хотят видеть его на должности. Но гарантия ТК РФ в части компенсации (выходного пособия) действует по всех случаях. По соглашению сторон допускается увеличение размера этой выплаты без каких-либо ограничений. Если возникнет спор, то его итогом может быть взыскание денежной компенсации, но не восстановление в должности.
Можно ли уволить сотрудников при продаже ООО
Рядовые работники заключают трудовые договоры с предприятием, а не с его учредителями. Поэтому при смене собственников ООО соглашение не утрачивает силу. Произвольно уволить кого-либо или сократить численность штата новые владельцы также не могут. Для этого необходимо соблюдать специальные требования ТК РФ:
- по обоснованности решения о сокращении или увольнении;
- по надлежащей процедуре уведомление;
- по предоставлению преимущественных прав на сохранение места, либо по запрету на сокращение отдельных категорий граждан;
- по переводу на другую вакансию, если это возможно;
- по составу и размеру выплат, положенных при увольнении или сокращении.
Обязанность выполнить эти предписания возлагается на руководство предприятия, а не на его учредителей. За нарушения может наступать гражданская, уголовная или административная ответственность.
Так как основные реквизиты компании не изменяться после его продажи, переоформлять трудовые договоры и должностные инструкции не требуется. Если будет обновлена структура подразделений и схема подчиненности в организации, соблюдаются общие требования ТК РФ.
Чтобы продать фирму, уведомлять или предупреждать рядовых сотрудников не нужно. Директор будет в курсе сделки, так как участвуют в подготовке договора и иных документов, в организации и проведении общего собрания. Также необходимо обеспечить передачу дел и документации новому руководителю. С этой целью может создаваться комиссия с участниками обеих сторон сделки.