Бесплатная консультация юриста по телефону:
  • 8(495)137-74-30 — Москва
  • 8(812)424-37-10 — Санкт-Петербург
  • 8(343)357-97-25 — Екатеринбург
  • 8(800)333-45-16 (доб. 147) — общий

Влияние социального классового происхождения на знания об эффективности финансовых вложений и приумножении капитала

Влияние социального классового происхождения на знания об эффективности финансовых вложений и приумножении капиталаКаким образом благополучные родители передают своё социальное положение детям, остаётся центральным вопросом социологии. Исследования социальной мобильности и достижения статуса обычно сосредоточены на возможности обеспечить высокий уровень образования и получения профессии потомкам. Однако, учитывая растущий уровень имущественного неравенства в последние десятилетия, всё большее внимание уделяется роли благополучия в передаче преимуществ финансовых знаний от поколения к поколению. Хотя передача сведений/знаний о накоплении/зарабатывании финансовых средств тесно связаны с уровнем богатства родителей, этот вопрос выходит за рамки меритократической логики достижения статуса посредством получения хорошего образования и трудоустройства, которая обычно находится в центре внимания социологических исследований. Богатство частично напрямую передаётся из поколения в поколение посредством дарения или наследования, но передача преимущества может также работать через родительское влияние и финансовые инвестиции в обучение потомков.

Сначала надо разобраться в тех трансформациях, которые произошли в последние десятилетия с самим типом накопления средств и инвестирования в финансовые активы, так как это существенно влияет на поведение людей в течение всей жизни. Люди с молодости вкладывающие свои накопления в более прибыльные, но рискованные активы, такие как акции, могут с большей вероятностью достичь (или сохранить более выгодное социальное положение) с течением времени, чем аналогичные люди с более поздними и менее прибыльными инвестициями, например, в облигации. Но самое главное, что сам тип инвестиций влияет на то, насколько человеку приходится самому приобретать финансовые знания.

Чтобы получать финансовую прибыль, оперируя акциями компаний – приходится изучать много информации. Владение облигациями не требует такого глубокого погружения в область экономических знаний. При этом, часть родителей может влиять на финансовые вложения и своего потомства (помимо прямой передачи богатства), тем самым укрепляя социальное положение своих детей, за счёт приобретения ими необходимых знаний.

В социологии существует концепция классов, согласно которой позиции на рынке труда разделены по вертикали трудовыми отношениями (зависящими от востребованных на рынке навыков работников), а по горизонтали разделены логикой работы (технической, организационной и межличностной), которая связана с различиями в ежедневных трудовых отношениях и опыте работников. Так вот исследования показали, что люди из вертикально продвинутого социального происхождения могут быть более склонны использовать финансовые инвестиции для сохранения своего социального положения. Более того, результаты показывают, что лица из управленческих классов с большей вероятностью будут инвестировать в рискованные, но прибыльные финансовые вложения (как правило, акции), тогда как профессионалы в области социальных культур могут быть более склонны к безопасным инвестициям, таким как вложения в облигации или пенсионно-инвестиционные фонды (так называемые ПИФы).

Во взаимодействии с условиями окружающей среды, такими как показатели финансового рынка, эти инвестиционные стратегии будут, в значительной степени, определять достижения в благосостоянии потомков. Они могут привести к увеличению собственного капитала в течение жизни, так как, получается, что социальное происхождение влияет и на состав портфеля инвестиций.

В последние несколько десятилетий социологов сильно занимали три взаимосвязанных вопроса:

1) Влияет ли социальный класс родителей на возникновение у их потомков стремления инвестировать в рискованные финансовые активы, такие как акции?

2) Влияет ли родительский опыт на сроки этих инвестиций?

3) Почему люди из обеспеченных семей способны приумножать свои финансовые активы благодаря своим более эффективным инвестиционным стратегиям?

Но пока, у исследователей есть только статистика, но нет никаких подтверждённых фактов об этом феномене. Эти данные уникальны тем, что предоставляют ретроспективную информацию о сроках финансовых вложений на протяжении всей жизни в сочетании с характеристиками происхождения родителей и изменении величины собственных капиталов с течением времени. Тем более, что этот вопрос идёт вразрез с провозглашёнными тезисами демократического общества о всеобщем равенстве возможностей. Эти постулаты не имеют ничего общего с реальным положением дел.

Прежде всего, надо понимать, что во всём мире отмечается существенное неравенство в владении финансовыми активами и большая часть населения не имеет реального богатства. Среди тех, кто богат, доля финансовых активов сильно различается. В 23 европейских странах, принявших некогда участие в глобальном социологическом опросе, только около 60% мужчин и 47% женщин когда-либо инвестировали в какой-либо из следующих активов: акции (когда-либо инвестировали 24%), фонды (22%), накопительное страхование (31%) и негосударственные пенсионные фонды (26 %). Инвестиционные настроения исключительно высоки в Швеции и Дании, а самые низкие в Греции, Болгарии и России.

Акции и другие рискованные финансовые активы, чаще принадлежат более состоятельным людям, в то время как накопительные банковские вклады и инвестиции в недвижимость более распространены среди среднего класса обывателей. Кроме того, наличие рискованных активов тесно связано с высшим образованием и получением дополнительного, как правило, в области финансов. Владение акциями и другие аспекты состава инвестиционного портфеля также положительно коррелируют между взаимодействием между поколениями внутри семьи.

Что касается социального происхождения, авторы исследования обнаруживают, что возможность инвестирования в акции, либо вложения в капитализацию своего бизнеса возрастает для лиц, у которых основным кормильцем в домохозяйстве был профессиональный экономист (бухгалтер, аудитор, банковский работник и т.п.) или белый воротничок, по сравнению с теми домохозяйствами, где добытчиками были люди рабочих специальностей. Эта взаимосвязь остаётся значимой при контроле пожизненного дохода людей, их математических навыков в возрасте 10 лет, статуса семьи в части собственности на жилье и широкого круга других контрольных переменных.

Наличие меньшего количества книг в семье связано с меньшей наклонностью инвестирования в акции или фонды. Люди рассматривают субъективно ожидаемые затраты и выгоды при принятии финансовых решений, в зависимости от ограничений и возможностей, с которыми они сталкиваются, и ресурсов, к которым они могут получить доступ. Тем самым они принимают субъективно разумные (но не обязательно объективно рациональные) решения. По сравнению с другими действиями, рациональность решений может быть ещё более ограничена для инвестиций в фондовые рынки, которые можно охарактеризовать как «сверхсложные». Эта сложность представляет собой существенный входной барьер для эффективного инвестирования.

Похожие статьи:
Top