Как получить справку из БТИ о наличии/отсутствии собственности?
Общие положения о документе
Справка о наличии или отсутствии собственности может понадобиться для улучшения существующих жилищно-коммунальных условий, приватизации или других операциях с недвижимостью. Получить ее можно в бюро технической инвентаризации (БТИ).
Справка об отсутствии собственности выдается сотрудниками БТИ по требованию физических лиц или их представителей.
Документ изготавливается на бланках строгой отчетности и заверяется печатью учреждения и подписью должностного лица. Чтобы получить бумагу об отсутствии собственности существует отдельная процедура. При обращении в бюро следует иметь при себе оригиналы:
- удостоверения личности (свидетельство о рождении, паспорт и т. д.);
- документов, подтверждающий отчуждение недвижимости (дарственная, договор купли-продажи и т. п.), если физическое лицо ранее владело недвижимостью, но на момент обращения собственность перестала ему принадлежать;
- квитанции об оплате сборов.
Обратите внимание, что в некоторых БТИ могут потребовать от вас не только оригиналы, но и копии. Закон предусматривает возможность лично гражданам получить нужную бумагу или по почте. Для этого отправляется запрос на юридический адрес бюро. Запрос дополняется следующим перечнем:
- заявлением с просьбой выдать справку на имя директора БТИ;
- копией паспорта гражданина Российской Федерации, который проживает на ее территории;
- копией свидетельства о рождении несовершеннолетнего из ЗАГСа или копией свидетельства об усыновлении, если справка выдается на имя несовершеннолетнего гражданина;
- копией свидетельства о браке;
- копией документа, который удостоверяет полномочия доверенного лица (доверенность, заверенная нотариально);
- оригиналом квитанции об уплате сборов.
Отсутствие хотя бы одной бумаги делает процесс получения бланка невозможным. Документ содержит сведения о наличии или отсутствии объектов недвижимости на праве собственности физического лица, обратившегося за ним. В нем обязательно указывается полные фамилия, имя и отчество заявителя, а также дата его рождения.
Некоторые нюансы
Справка о наличии или отсутствии задолженности обычно требуется для приватизации квартиры, получения субсидий, оформления ипотеки, улучшения жилищных условий. Помимо физических лиц, которые могут запросить такую бумагу, выдается она и правоохранительным органам, судам и другим, наделенным полномочиями органам по запросу в соответствии с российским законодательством. Рекомендуется непосредственно в БТИ уточнить перечень документов, оригиналов и копий, необходимых для получения, а также сумму сборов.
Обратите внимание, что справка БТИ об отсутствии или наличии собственности выдается по отдельным регионам. Общероссийский единый реестр бюро технической инвентаризации не ведет, это в компетенции Росреестра или налоговой службы, отслеживающей сведения о движимом и недвижимом имуществе граждан. Поэтому, бумага о том, что у вас нет недвижимости в Сургуте не означает, что у вас нет собственности в Российской Федерации. Каждое БТИ отвечает только за подведомственный ему район. В Москве, например, бюро есть в каждом округе.
Иногда случается, что такой документ нужно выдать наследнику. Последний помимо ходатайства должен предоставить подтверждение своего статуса – наследника правообладателя. Это может быть выданное и заверенное нотариусом свидетельство. В документе о наличии собственности обязательно фиксируется полный перечень имущества, на отдельные составляющие он не разбивается. Обязательно в бумаге указывается и адрес объекта недвижимости, по какому виду сделки он был приобретен (дарение, наследование, купля-продажа и т. п.), дата и номер договора, если такие имеют место быть.